Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

1 часть III региональной научно-теологической конференции «Гаспринские чтения».

1 часть III региональной научно-теологической конференции «Гаспринские чтения».

20 октября 2019 года, по воле Всевышнего, прошла III региональная научно-теологическая конференция «Гаспринские чтения» на тему «Роль мечетей и национально-религиозной инфраструктуры в формировании гражданской идентичности российских мусульман», организатором которой в числе прочих выступило Духовное управление мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат).

В мероприятии приняли участие ученые, представители религиозных и общественных организаций, учащиеся вузов, СМИ.

На пленарном заседании прозвучало приветствие в адрес участников мероприятии главы российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина, которое зачитал председатель Духовного управления мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат) Артур Мухутдинов.

«От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично сердечно приветствую уважаемых участников III Гаспринских чтений!

В своих трудах Исмаил бей Гаспринский напрямую связывает успешное функционирование мусульманской инфраструктуры в виде культовых зданий, заведений национального просвещения, периодической печати с формированием у российского мусульманства гражданского чувства и его интеграции в единый общественно-политический и культурно-цивилизационный процесс.

Гаспринский пишет: «Обращаясь к […] системе политики проистекающей из уважения к национальности и всестороннему равенству племен, населяющих государство, мы замечаем, что она, отлично служа делу государственного единства, в то же время способствует образованию, прогрессу и выработке лучших форм труда и жизни; как система, имеющая за собой правду и справедливость, она привлекательна и действует среди большинства цивилизованных народов мира». 

Сегодня вопрос формирования гражданской идентичности россиянина-мусульманина вновь вошел в актуальную повестку дня не только ввиду активного приобщения коренных российских мусульман к своему религиозному наследию, но и, как следствие, притока в нашу страну трудовых переселенцев, исповедующих ислам, из стран евразийского пространства. О том, что для социализации и интеграции мусульман в общероссийское гражданское пространство необходимы соответствующие социальные институты, было сказано Президентом РФ Владимиром Путиным.

При этом центральным духовным и общинным институтом любого мусульманского сообщества является мечеть и при ней – система просвещения, базового религиозного образования. Наличие успешно функционирующих социальных институтов является показателем сегодняшней состоятельности и завтрашних перспектив российского мусульманства. Молитвенно желаю, чтобы всестороннее обсуждение данного вопроса на III Гаспринских чтениях стало шагом в направлении разрешения назревших проблем функционирования мусульманской инфраструктуры. Успехов Вам, мира и благоденствия от Всевышнего Аллаха!»

Артур Мухутдинов также от себя лично поздравил присутствующих с началом научно-теологической конференции, пожелав плодотворной работы.

В продолжение чтений выступил первый заместитель председателя Уральского Мухтасибата, председатель МРОМ «Просвещение» города Екатеринбурга, аспирант Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы Руслан Нурмаметов с темой «Начальное образование (воскресная школа) на базе МРОМ: современная ситуация, проблемы и перспективы развития», где в числе прочего затронуты перспективы в отношении получения религиозного воспитания и образования в нашем государстве.

Затронув историю становления воскресных школ в России, связанных прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, основной целью которых было обучение всех желающих грамоте, докладчик отметил, что воскресные школы являлись ранней формой образования, они как своего рода новый педагогический феномен стали пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имели существенные положительные отличия от казенных школ XIX века, сделал обзор основных трудов К.Д. Ушинского по формированию воскресных школ, которые обобщили и систематизировали знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, где акцентируется внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. «Рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы. Во-первых, воскресная школа должна строиться на обоюдном и свободном желании учиться – с одной стороны, с другой – учить. Во-вторых, воскресные школы следует разделить на мужские и женские, причем, как пишет автор, «значительную пользу школе может принести участие женщин в педагогическом процессе, так как в женском характере есть удивительно размягчающий элемент, съедающий нечувствительно ту грубую кору, облекающую сердце, которая так упорно мешает развитию мальчика, заброшенного в детстве»».

Руслан Нурмаметов  отметил, что педагогические идеи известных ученых развивались применительно и к национальной педагогике. Начинает издаваться научная, научно-педагогическая, учебно-методическая литература, и уже к концу ХIХ – началу ХХ века сложилась система подготовки кадров с точным определением целей, задач, содержания, форм и методов с отражением в программах, учебных планах, учебниках, где среди направлений профессионального образования называется и религиозное.

Говоря об этапах развития исламского образования в России, докладчик подводит к выводу, что к началу ХХ века оно сложилось в стройную систему, а дальнейшие изменения в общественно-политической, экономической жизни страны не могли не сказаться и в образовательной сфере – к первой четверти ХХ века сформировалась сеть исламских учебных заведений национального типа с обязательным преподаванием вероучения, и новое возрождение исламской системы образования после длительного перерыва начинается с конца 80-х гг. XX в.

«Традиции и уровень исламского образования, которые были на рубеже XIX–XX вв., утрачены после длительного перерыва. Восстановление профессионального исламского образования в России началось практически с нуля. С одной стороны, это имело свое преимущество, – считает Руслан Нурмаметов. – Была возможность  организовать религиозное образование на современный лад, не переделывая отжившие формы».

В продолжение этой мысли, докладчик подчеркнул, что система образования религиозной направленности в настоящее время не может существовать вне опыта светской школы: «Во-первых, это общая система: профессиональное религиозное образование базируется на школьных знаниях обучающихся, во-вторых, включенность в систему современных требований дает равные права выпускникам, а также  возможность продолжить свое обучение в других вузах… Современная воскресная школа представляет собой оригинальный педагогический феномен, отвечающий социально-педагогическим характеристикам воспитательной организации».

В заключение своего выступления Руслан Нурмаметов, подчеркнув, что основными направлениями учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах являются просветительское, социальное служение и культурно образовательное, напомнил о сложностях функционирования современных воскресных школ, заключающихся в проблеме грамотной и целостной организации педагогического процесса в воскресных школах, и отметил, что, несмотря на разного вида препятствия на пути становления таких школ, в том числе отсутствие мечетей, данный процесс со временем совершенствуется, поскольку всегда является актуальным и необходимым для общества.

«Уже сейчас можно сказать: современная воскресная школа способна решать сложные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, что, в конечном счете, позволяет рассматривать воскресную школу как воспитательную организацию, а построение педагогического процесса в ней в качестве самостоятельного предмета интенсивного педагогического анализа».

Пресс-служба Духовного управления мусульман Свердловской

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: