Богословие
-
Проблема Божественной милости
Проблема божественной милости
Предисловие
Риза Фахраддин (1859–1936) – видный российский богослов, публицист, общественный деятель и религиозный судья-кадий, с 1922 по 1936 гг. – муфтий мусульман России. Именно под патронажем Фахраддина в 1909–1910 гг. в журнале «Шура» публиковались лекции Мусы Бигиева о всеохватности божественной милости, вызвавшие большой резонанс в мусульманском мире.
-
Муса Бигиев об обновлении мусульманской правовой системы
Мусульманская правовая система – шариат – объемлет все стороны жизни как отдельно взятого индивидуума, так и социума в целом. Поэтому вопросы методологии и практики исламского права занимают ведущее место в религиозно-богословской деятельности М. Бигиева, представляя собой наиболее подробно исследованную им область религиозных наук. Интерес и внимание, которые М. Бигиев уделял проблемам мусульманского права, объясняются тем, что правовая система и ее источники являются, по его мнению, основополагающим элементом любого общества. Наблюдения и личный опыт, накопленный за годы, проведенные за рубежом в различных мусульманских государствах, дали М. Бигиеву достаточно оснований заявить, что мусульманский мир является покорным слугой Запада и при этом совершенно не осознает своего положения.
-
Взгляды аль-Газали на проблему правоверия
ВЗГЛЯДЫ АЛ-ГАЗАЛИ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВОВЕРИЯ
В статье рассматриваются юридические аспекты понимания правоверия в системе Абу Хамида ал-Газали. Авторы демонстрируют, что Газали довольно чётко разделял юридическое (законническое) и онтологическое истолкование веры. В первом случае вера мыслится как свод формальных установок, а во втором — как свет, изливаемый в душу человека. Согласно Газали, юридическая вера не является гарантией спасения, в то время как отсутствие принадлежности к исламу не обязательно означает, что человек попадёт в ад навечно. Исходя из всеохватности божественной милости, Газали развивает максимально широкую трактовку правоверия, а также допускает возможность спасения неверующих. Ключевые слова: ал-Газали, суфизм, правоверие, апокатастасис, коранический гуманизм, всеохватность божественной милости.
-
Размышление как поклонение и духовная деятельность
Размышления (тафаккур) о сотворении небес и земли и всего того, что населяет их, является практикой, на которую не могут повлиять перемены времени, места или обстоятельств. Это свободная и неограниченная ничем форма поклонения. Это также познавательный и эмоциональный процесс, который оживляет сердце и освещает путь познания по мере того, как возвышающееся сознание переходит от размышления над знамениями Бога во вселенной, к размышлению о самом Творце. Таков основной смысл размышления.
-
Институт иджмы: Генезис и перспективы
Иджма официально считается одним из фундаментальных источников Ислама, его теории и практики. С этим никто не спорит. Однако эта концепция является, наверное, самой мало понятой из основ мусульманской религии как в окружающем мире, так и среди самих верующих. Причем так было на протяжении веков. Есть ли перспективы у института иджмы сегодня, или ему суждено всегда оставаться в законсервированном виде?
-
Ризаэтдин Фахретдин: Пять врат развода
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Самым ненавистным из дозволенного перед Всевышним является развод». (Ибн Маджа)*
Если бракосочетание является договором мужчины и женщины о совместной жизни и воспитании детей, то развод — это разрыв этого договора.
Целью создания семьи является продолжение потомства и сохранение чести, необходимым условием которых являются согласие и любовь между мужчиной и женщиной. Составление семьи без согласия и любви невозможно, и их отсутствие вынуждает разорвать брачный договор.
-
Томас Клири: Зачем немусульманам знать Коран?
Коран, без сомнения, - это книга, имеющая огромную важность даже для немусульман. Причем сегодня куда большую, чем когда-либо в человеческой истории.
Например, один из аспектов Ислама, который плохо раскрыт и к которому редко апеллирует постхристианское секулярное сознание, - это гармоничное сочетание веры и разума. От мусульман не требуется верить во что-то необъяснимое. Скорее, их религия предлагает интеллектуальную веру, которая питается наблюдениями, размышлениями и созерцанием окружающего мира, начиная с простой природы и заканчивая далеким космосом. Соответственно, антагонизм между религией и наукой, который так понятен и привычен для западного человека, чужд Корану.