17 тезисов по итогам 2017 года для российских мусульман
04.01.2018
Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов подвел итоги ушедшего года для российских мусульман. Представляем вниманию нашего читателя его обзор.
(1) - 2017-ый год − год столетия двух революций. И даже через 100 лет события 1917-го года − это испытание для россиян на умение слышать друг друга, выстраивать гражданский диалог и консенсус.
(2) - Для российских мусульман уходящий год знаменателен еще и 100-летием Всероссийского мусульманского съезда − первой абсолютно открытой и демократической общественной площадки мусульман. В том же 1917 году мусульмане впервые демократическим путем выбрали муфтия, которым стал Галимджан Баруди, на пост религиозного судьи впервые в истории мусульманского мира была избрана женщина − Мухлиса Нигматуллина-Буби, как национальный орган управления был учрежден Милли Шуро. К вековому юбилею этих важнейших точек в истории российского мусульманства мы смогли издать все запланированные тома энциклопедического словаря "Ислам в Российской Федерации" по регионам.
(3) − Наибольшее внимание было уделено нами, как и в прежние годы, институциональному укреплению и развитию российских мусульманских структур − расширению и систематизации деятельности, пополнению штатов наших организаций профессионалами высокого уровня и талантливой молодежью, институциональное созревание наших духовных управлений мусульман как центров, упорядочивающих религиозную жизнь мусульман и дающих позитивный импульс интеллектуальному, гуманитарному развитию российского мусульманства.
(4) - Одним из наиболее трудоемких и требующих серьезного финансирования направлений является обустройство и поддержание религиозной инфраструктуры. В 2017 году торжественно открыты Болгарская исламская академия, мечеть в Костроме, мусульманский культурный центр "Дар" в Москве, мусульманский культурно-просветительский центр в Ростове-на-Дону и другие инфраструктурные проекты. В каждом случае это сотни и тысячи семей, охваченных просветительской, образовательной, социально-благотворительной заботой и вниманием. Однако общая ситуация по стране далеко не только благостная. в Екатеринбурге, к примеру, вопрос о строительстве Соборной мечети зашел в тупик.
(5) - Диалог с обществом и государством относительно приемлемых пределов проявления религиозности и религиозных практик в публичной, общественной сфере, относительно религиозных воззрениях и ценностях как мериле допустимого в культурной сфере, идет уже давно и в некоторых вопросах довольно болезненно, но неожиданно для многих именно в 2017 году он приобрел остро дискуссионный характер не в мусульманском разрезе, а в православном. Серьезного раскола общества удалось избежать, но и на будущее рецепт только один − диалог.
(6) - Государственно-конфессиональный диалог на мусульманском треке также развивается своим чередом и вполне успешно. Портят общую картину ряд моментов: многие годы не удается донести до властей регионального и муниципального уровней о необходимости мечетей, а также объяснить правоохранительным органам, что те репутационные издержки и подрыв доверия к правоохранительной системе, которые несет государство, организуя облавы в мечетях в пятничные дни, не оправдывают выгоды от поимки нескольких единиц молящихся, нарушивших миграционный режим.
(7) - Нельзя не признать успешность государственно-конфессионального взаимодействия в образовательной сфере. Финансируемая правительством программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, отметила 10-летие. Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России уже получили в результате работы программы качественное обновление своего кадрового состава. В последние месяцы наметилась тенденция к бюрократизации программы и тревоги духовных управлений в этой связи были доведены до Министерства образования и науки. Будем надеяться, что в грядущем году удастся прийти к формам организации, которые обеспечат программе дальнейшую эффективность.
(8) - Внутримусульманский диалог, слава Всевышнему, в России не носит столь трагического характера, как в общинах ближневосточных стран, но памятуя о возможных кровавых последствиях внутриобщинных распрей, наш долг − укреплять солидарность внутри уммы. В этом плане важным событием стало участие председателя Центрального духовного управления мусульман России шейхульислама Талгата Таджуддина в Фахретдиновских чтениях, организованных Духовным управлением мусульман Российской Федерации и торжествах по случаю 100-летия ДУМ Республики Башкортостан. 25 лет назад с Уфы начались центробежные процессы в структуре ЦДУМ, но принципиально важно, что и сегодня ключевые действующие лица тех процессов не исключают возможности и нужности консолидации и единения.
(9) - В 2017 году российское мусульманство продемонстрировало свою зрелость через осуществление сложнейших благотворительных проектов за пределами России. Фондом "Закят" была организована доставка и распространение гуманитарной помощи сирийским беженцам в лагере в Ливане, а также беженцам из числа народности рохинья в Бангладеш.
(10) - Теракт в Санкт-Петербурге (3 апреля 2017 года) вновь напомнил нам об уязвимости общества перед небольшими террористическими ячейками. Вербовщики умеют найти наиболее тонкие места в человеческой психологии и буквально зомбировать объект своих манипуляций. Террористическая угроза остается актуальной, а для мусульманского духовенства повышается важность грамотной работы в социальных сетях.
(11) - Слегка подзабытая средствами массовой информации, тема воспитания и социализации трудовых переселенцев возвращается на первые позиции мусульманской повестки дня. Мощное движение в направлении воспитания своих нынешних и бывших сограждан, выехавших в Россию, наметилось со стороны мусульманского духовенства среднеазиатских стран. Будем надеяться, что в 2018 году от этапа братских бесед за чашкой чая мы перейдем к реальным делам. Задел для этого был создан нами еще несколько лет назад на площадке Международного мусульманского форума и образовательной платформе Московского исламского института.
(12) - Российское мусульманство укрепило свои позиции как одного из интеллектуальных лидеров большой семьи мусульманских общин Европы и продолжило продвижение аналитически проработанной и апробированной повестки дня по решению мусульманских проблем в европейском сообществе. Мы провели в Хельсинки XIII Международный мусульманский форум, который подтвердил высокую заинтересованность наших братьев и коллег в Европе содержательно преобразовывать мусульманскую активность на европейском континенте. Российские мусульмане, обладая, в числе прочего, символическим преимуществом в виде грандиозной Московской Соборной мечети, выступают в качестве интеллектуальных лидеров европейских мусульман.
(13) - Сложно назвать какое-то одно яркое событие 2017 года из развития межрелигиозного диалога, однако в целом год был насыщенным на межрелигиозные контакты в России и за ее пределами. В пределах России важнейшей темой диалога стало введение в образовательные программы школ учебных курсов по религиозным культурам.
(14) - 2017 год был очень содержательным для российской внешней политики на исламском направлении. Реальные результаты по преодолению гражданского раскола и достижению перемирия в Сирии, обузданию террористической угрозы в этой стране, продолжились выводом львиной доли российских ВКС с военных баз на территории Сирии. Каждому из перечисленных событий российские мусульмане рады и находятся в молитве за скорейшее и гармоничное распутывание клубка ближневосточных противоречий.
(15) - Укрепление позиций России на Ближнем Востоке и в исламском мире ясно даже самым ярым критикам России. Причем сближение достигнуто с ключевыми государствами ближневосточного региона, которые отнюдь не являются простыми и слабыми партнерами. Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия − отношения со всеми развиваются по круто восходящей траектории, а в учебники по международным отношениям наверняка войдет "дипломатический блиц" президента Путина, когда в течение одного дня 11 декабря он посетил три ближневосточные страны - Сирию, Египет и Турцию. Вместе с тем, уходящий год наглядно продемонстрировал истину, бывшую очевидной далеко не для всех. Не существует внутренней политики российского государства по отношению к своему мусульманскому населению и внешней российской политики на исламском треке в отрыве друг от друга. Сирийский кейс и задачи по возвращению и адаптации жен и детей выехавших туда россиян, кейс трагедии рохинья в Мьянме и импульсивная реакция на него российских мусульман и другие обстоятельства свидетельствуют, что даже на низовом уровне российские мусульмане ощущают себя частью глобальной уммы и в интересах всех, чтобы такая интеграция в процессы эволюции мирового мусульманства происходила через общепризнанные институции и интеллектуальные центры.
(16) - Для меня совершенно очевидно, что лицом российского мусульманства в его гуманитарном, духовном измерении является муфтий шейх Равиль Гайнутдин, который 30-летним упорным трудом на кафедре Московской Соборной мечети заслужил себе и реноме последовательного сторонника диалога и сотрудничества, и авторитет защитника интересов мусульман, и мусульманского духовного лидера, видящего стратегическую перспективу.
(17) - Будущий 2018 год важен не только президентскими выборами, на достойное проведение которых ориентирован и мобилизован сегодня весь организм государственной машины, но и дальнейшим развитием государственно-конфессионального взаимодействия, выработкой механизмов гражданского диалога, цементирующего устойчивость общества от провокаций и дестабилизаций извне. Мы в Духовном управлении мусульман и Совете муфтиев России к 2018 году готовы.
Дамир Мухетдинов,
первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации,
ректор Московского исламского института,
член Общественной палаты РФ
Фото: https://www.instagram.com/damir_hazrat/
Комментарии:
Пока нет комментариев