Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

Муфтий Гайнутдин: экстремизму нужно противопоставить идеологию умеренного ислама

Мусульманская умма России сегодня всерьез озабочена выстраиванием системы образования и просвещения, которая отвечала бы современным реалиям. О том, как она работает и когда появятся первые кандидаты наук по исламской теологии, ТАСС рассказал глава Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин.

— Уважаемый муфтий, не так давно вы заявили о том, что духовным управлениям мусульман разных регионов России важно выстраивать идеологию умеренного ислама. Какими способами вы предлагаете этого добиваться?

— Те проявления терроризма, экстремизма, которые мы можем наблюдать сегодня в России, возникают не на пустом месте. Есть определенные причины, в том числе социальные, которые побуждают молодежь встать на путь экстремизма. Не секрет, что для этого работает целая идеологическая платформа.

Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Ей надо противопоставить свою идеологию — умеренного ислама. Умеренность и срединность — это призыв самого пророка Мухаммеда. Если мы уважаем другие религии и культуры, то тем самым формируем и уважительное отношение к себе со стороны представителей разных народов.

Духовное управление мусульман Российской Федерации в составе Совета муфтиев распространяет свою деятельность на всю территорию нашей страны. Это и представительный, и исполнительный орган религиозной жизни мусульман, духовный центр верующих. Наше духовное управление уделяет огромное внимание воспитанию нового поколения, чтобы наши дети и внуки воспитывались в правильном понимании ислама. И мы сегодня должны серьезно говорить о просвещении наших верующих.

Мы проводим курсы повышения квалификации имамов на местах, чтобы они могли просвещать тех, кто к ним приходит с вопросами. Нужно добиваться, чтобы они выступали перед студентами, на радио, на телевидении и объясняли правильное понимание ислама. В наших институтах по подготовке имамов и проповедников, теологов, в медресе и воскресных школах — во всех учебных заведениях необходимо вести просвещение, для чего требуется обеспечение нужным количеством подготовленных специалистов и богословов.

В таком важнейшем деле, как подготовка квалифицированного духовенства и интеллектуальной элиты мусульман, мы встречаем поддержку со стороны государства в лице Министерства образования и науки, региональных органов власти и других институтов. Например, на днях с исполняющим обязанности главы Дагестана Владимиром Васильевым мы обсуждали проекты проведения в республике международной научной конференции и курсов повышения квалификации духовенства, совместной работы по сохранению мусульманских святынь и памятников, в том числе известного на весь мир кладбища Кырхляр в Дербенте, на котором похоронены сподвижники пророка Мухаммеда.

С Республикой Дагестан нас связывает долгая история братства и сотрудничества — как с Духовным управлением мусульман Дагестана, с которым мы взаимодействуем с момента создания, так и с органами власти. У наших дагестанских братьев были очень сложные этапы развития, борьбы с экстремизмом, терроризмом, в ходе которых мы всячески стремились оказать свою поддержку. Покойный муфтий Дагестана Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был самым активным членом Совета муфтиев России и вносил большой вклад в консолидацию уммы. Он был человеком и духовным лидером, понимающим необходимость объединения всех мусульман в борьбе с экстремистской идеологией. С новым главой республики Владимиром Васильевым мы сотрудничали еще со времен его работы заместителем министра внутренних дел России и на других важнейших государственных постах. Он очень хорошо знает мусульманскую проблематику, прекрасно знает ту борьбу, которую вела мусульманская умма Дагестана с экстремистами и террористами. Сегодня необходима поддержка действий властей Дагестана со стороны мусульманского духовенства, и мы выразили свою готовность, открытость к взаимодействию.

На международную конференцию планируется пригласить богословов из стран исламского мира. Чтобы мусульмане не говорили: "Ну, это говорят наши, российские муфтии, а за рубежом считают по-другому". Но признанные ученые из арабских стран, из Турции, Ирана, Малайзии, Китая, Индонезии точно так же объяснят им, что ислам — это религия мира, братства, сотрудничества. Всевышний Господь милостив ко всем своим творениям, и мы должны быть милосердными, уважительными.

— Как планируется готовить преподавателей, способных вести курсы повышения квалификации, а также обучать основам ислама в воскресных школах?

— На курсах повышения квалификации, организуемых Московским исламским институтом и ДУМ Российской Федерации, в этом году прошло обучение около 800 человек на 14 потоках курсов различной тематики, проведены ряд методологических семинаров. Мероприятия прошли в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Южном федеральных округах.

Однако курсы повышения квалификации — лишь малая часть мероприятий в направлении исламского образования и подготовки кадров, проводимых в рамках плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. К слову, эта программа полномасштабно стартовала в 2007 году — хотя в экспериментальном режиме некоторые ее части апробировались начиная с 2003 года. И в текущем году мы имеем возможность подвести итог первых десяти лет ее работы, и, надеюсь, не последних.

В программе задействовано несколько ведущих в своих федеральных округах светских вузов, в том числе МГУ, СПбГУ, Казанский, Северо-Кавказский федеральные университеты, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Они помогают нашим религиозным учебным заведениям в научном и методическом плане. Исламское богословие и исламская культура представляют огромный интерес не только для мусульман. В российском академическом исламоведении есть сложившиеся традиции, и, что не менее важно, это научное направление не прекратилось в годы атеизма.

Поэтому академическое исламоведение и вообще светская школа — ценный партнер для религиозных учебных заведений, их опыт важен для нас. Десятки учебных программ, пособий, методических пособий издаются в рамках этого партнерства. Совместно со светскими вузами-партнерами мы проводим и научно-практические, теологические конференции — Фаизхановские, Барудиевские, Марджаниевские, Фахретдиновские и другие чтения.

В настоящее время три исламских вуза в России работают по образовательному направлению "исламская теология". Это Московский исламский институт, Российский исламский институт в Казани, Дагестанский гуманитарный институт. Наши организации являются учредителями в первых двух из них. Они получили соответствующую аккредитацию и выдают дипломы государственного образца. По окончании обучения и после получения диплома теолога выпускники имеют высокие шансы продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре светских вузов на бюджетных местах, тоже в рамках плана мероприятий.

К примеру, на сегодняшний день по направлению ДУМ Российской Федерации в вузах учатся 37 наших воспитанников, из них 16 аспирантов, шесть магистрантов и 15 учащихся бакалавриата. С появлением необходимых правовых условий мы серьезно работаем над вопросом создания диссертационного совета по исламской теологии.

— Как скоро, по вашему мнению, может быть сформирован такой совет и когда появятся первые кандидаты наук по исламской теологии?

— Базой для создания диссертационного совета по исламской теологии может стать один из сильнейших исламоведческих центров страны — Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета. В состав совета должны войти компетентные исламоведы и подходящие по академическим критериям богословы и мусульманские религиозные деятели.

Пока ведется подготовительная работа. Но могу констатировать, что у нас есть понимание со стороны научных учреждений, а также со стороны наших православных коллег, которые уже имеют опыт создания диссертационного совета. Они могут сегодня оказывать нам партнерскую поддержку. За ближайшие годы мы надеемся подготовить около десяти кандидатов и докторов. Это и станет одним из важных шагов на пути к поставленной задаче подготовки нового поколения мусульманских теологов на базе отечественной богословской мысли.

— Сейчас представители разных религий обсуждают с Министерством образования и науки то, как будет реформирован школьный курс религиозных культур и светской этики. Какую позицию занимают российские мусульмане? Считаете ли вы нужным расширить этот курс, на который сейчас выделено всего 34 академических часа?

— Мы предлагаем на сегодняшний день и в ближайшие годы оставить изучение предмета в 4–5-х классах, причем чтобы по-прежнему у учеников был свободный выбор, какую именно религиозную культуру изучать. Затем можно медленно продвигаться выше в среднюю школу, а после накопления достаточного опыта начать работу с начальными классами.

Конечно, не только Русская православная церковь, но и мусульмане заинтересованы в расширении курса. Но оно должно идти очень взвешенно, ступенчато. Мы должны быть готовы к работе над ошибками, в том числе активно взаимодействуя с учительским сообществом, с родителями. А для этого нужно наращивать мощности.

Нужно время, чтобы мы могли подготовить учебники с 1-го по 11-й классы, подготовить учителей-профессионалов. Думаю, наши коллеги в министерстве, а также в Русской церкви и в иудейских общинах восприняли нашу позицию с пониманием.


Беседовала Антонина Мага


Источник:
http://tass.ru/opinions/interviews/4815577

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: