Просветитель
06.01.2018
2 января отметил свой день рождения заместитель председателя Духовного управления мусульман Свердловской области (Уральский Мухтасибат), председатель местной религиозной организации мусульман «Просвещение» города Екатеринбурга Руслан Нурмаметов. В интервью нашему обозревателю он рассказал о своем духовном становлении и деятельности организаций, в которых состоит. Также Руслан хазрат не обошел стороной языковой вопрос и признался, за какую команду будет болеть на Мундиале-2018.
- Руслан хазрат, сегодня вы являетесь весьма заметной фигурой в исламской умме Свердловской области. Расскажите для начала, как вы впервые познакомились с исламом.
- Бисмилляхир-рахманир-рахим. По воле Всевышнего я родился в семье этнических мусульман – татар. Какие-то праздники мы отмечали, если не у себя дома, то хотя бы у родственников. Все это определенно накладывало свой отпечаток на восприятие исламской культуры. К тому же я принимал участие в мероприятиях по случаю рождения ребенка, никахах, похоронах, поминках. Немаловажную роль в моем воспитании сыграла бабушка, которая жила в Узбекистане (в Ташкенте). По ее рассказам, даже во время советской власти люди придерживались религии, посещали мечети, что-то пытались передать своим потомкам. Когда детям было страшно или оказывались в каких-то сложных жизненных ситуациях, им говорили шахаду, подразумевая: «Не бойся, Аллах всегда с тобой». Соблюдение совместного поста, коллективные сухуры, совместные ифтары, прием гостей, поминки позволили ближе познакомиться с исламом.
Более подробно я стал изучать нашу религию, уже поступив в медицинский лицей и готовясь к поступлению в Медицинскую академию. По воле Всевышнего Аллаха, посещал курсы по основам ислама и арабского языка в городе Каменск-Уральский. Моим духовным наставником был Радифулла хазрат Гиндуллин. Посещая курсы, встав на пятикратный намаз, я понял, что нужно не только служить обществу социально, но и познать духовную жизнь – стать не врачом-практиком, а целителем душевным. Видно, Аллаху было так угодно, по завершению 11 классов, я отправился на учебу в Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» - на тот период это была классическая мусульманская школа, когда исламских университетов в России практически еще не было (тем более, Болгарской исламской академии). Все студенты-сокурсники были удивлены: все поступили в медицинские вузы, а Руслан отправился по духовной стезе. Кто бы мог подумать, что именно Казань свяжет его с началом духовной жизни.
- И теперь вы возглавляете МРОМ «Просвещение», которая в минувшем году отметила свое пятилетие. Что было достигнуто за прошедшую пятилетку?
- Должен сказать, что свою религиозную практику я начал не в рамках местной религиозной организации мусульман «Просвещение». Моя жизнь в исламском направлении началась с 2000 года по завершению учебы в казанском медресе и когда я впервые оказался в Екатеринбурге. Мне предложили пройти практику в мечети «Рахман» в качестве преподавателя основ арабского языка. На тот момент там проходили курсы повышения квалификации для имамов и преподавателей. Практику я проходил в помещении на ул. Космонавтов – здание школы выделили Духовному управлению мусульман Свердловской области. Администрация города передала мусульманам (через Сибгатуллу хазрата) корпус школы, этому поспособствовала Майя Иннокентьевна. Познакомившись со спецификой работы, я остался в Екатеринбурге. Такая работа началась с 2000 года и продолжается по сей день. В 2004 году я отправился в Египет и прошел обучение в Институте исламской миссии при Международном исламском университете «Аль-Азхар».
Когда я вернулся в 2008 году, мне первоначально предложили стать имамом мечети «Нур-Усман», но я понял, что это не мое, потому что не являюсь хозяйственником и инициатором строительства мечети. Тогда с группой единомышленников мы создали религиозную организацию при содействии председателя Совета муфтиев России Равиля хазрата Гайнутдина, от которого получили одобрение. Как учредители новой организации стали работать в помещении на Студенческой, 56 и реализовывать свои знания в рамках учебных курсов.
Мы занимаемся не только учебой детей и взрослых, не только направляем на дальнейшее обучение в Казань (Российский исламский институт), Уфу (Российский исламский университет ЦДУМ России), Москву (Московский исламский университет), но и также организовываем «Шатер Дружбы», который объединяет все национально-культурные организации Свердловской области, в рамках которого в месяц Рамазан проводим мероприятия и знакомим с культурой народов. Также проводим «Маулид ан-Наби» - день рождения пророка, показывая современный подход в призыве. Мы очень благодарны руководителю Духовного управления мусульман Москвы Ильдару хазрату Аляутдинову. Он является для нас примером в проведении классических мероприятий. Такие встречи стали проводиться не только в Екатеринбурге, но и в Каменск-Уральском, в Урае (Ханты-Мансийский автономный округ) и других уральских городах. Надеемся, что будем и дальше так взаимодействовать с другими городами и проводить встречи, а Западная Сибирь будет так же привлекать нас на эти мероприятия.
«Просвещение» занимается возрождением ценностей татарского и башкирского населения, как для старшего, так и молодого поколения. Мы проводим совместные выезды, экскурсии: посещали Казань, Болгар, Москву, Сибирь. С помощью Аллаха мы сможем и дальше развиваться. Моя работа в Екатеринбурге не ограничивается организацией в «Просвещении». В Свердловской области насчитывается семь духовных управлений. Хочу выразить благодарность всем руководителям централизованных организаций за совместные мероприятия как на территории мечетей, в рамках Конгресса татар, Курултая башкир, так и в рамках нашей организации «Просвещение». Я как руководитель считаю, что религиозная организация «Просвещение» - это инструмент развития, который мы должны использовать для передачи знаний, согласно концепций духовных управлений, Конституции России.
- Как известно, МРОМ «Просвещение» входит в структуру Уральского Мухтасибата, который возглавляет Артур хазрат Мухутдинов. Почувствовали ли имамы изменения после назначения его председателем ДУМ Свердовской области?
- В действительности, регион очень непростой. Артуру хазрату, возможно, было непросто оказаться вдали от родины, в чужом регионе. Но его организационная работа по консолидации мусульман весьма заметна. При этом не исключаю, что такой консолидации и централизации в немалой степени способствует и авторитет Равиля хазрата Гайнутдина. Видно, что Артур хазрат хочет быть с народом, пытается понять менталитет уральских верующих. Уверен, это поможет ему и дальше плодотворно работать и благополучно проживать в нашем регионе. Имамы ДУМ Свердловской области ожидают от своего председателя того, что он будет с пониманием относиться к местной специфике, истории, мнению народа, проявляя терпение и уповая на Всевышнего Аллаха. Мы все хотим, чтобы Артур хазрат добился здесь успеха, сплотив здравую команду. Надеюсь, он найдет полное понимание как со стороны верующих, так и со стороны региональных властей.
- Кроме того, вы являетесь членом правления организации «Татары Урала». Какова ваша функция в этом объединении?
- Безусловно, ислам не рассматривает этнические вопросы с точки зрения национализма. Но учитывая фактор общественных организаций татарского и башкирского народов, мы очень рады со всеми сотрудничать. Знаю Рината Садриева (постоянный представитель Татарстана в Свердловской области) с 2000 года. Когда поступило предложение стать членом Конгресса татар «Татары Урала», мы поблагодарили его и с удовольствием вошли в эту организацию. Мы проводим совместные мероприятия, участвуем во Всемирном конгрессе татар, который объединившись с Федеральной национально-культурной автономией татар, создал «Милли Шура». Надеюсь, что и в Екатеринбурге произойдет структуризация данной организации (объединение), и мы выберем достойного лидера.
Как мусульманин и как татарин принимаю участие в развитии национальных традиций – сабантуй, творческие вечера. На сабантуях мы выставляем мусульманские палатки, проводим культурные мероприятия и показываем, что татары с башкирами являются неотъемлемой частью мусульманского народа. Я надеюсь, что руководители татарских организаций, Татарстана также понимают, что их мероприятия не должны ни в коем случае отходить от мусульман. Руководители этих организаций прекрасно понимают, что вне ислама им быть просто нельзя. Найдя точки соприкосновения, мы надеемся на дальнейшее развитие того народа, который внес большой вклад в развитие нашего государства, как в период Советского Союза, так и Российской Федерации.
- Минувший год ознаменовался спорами вокруг татарского языка. Что делается с вашей стороны и со стороны организаций, в которые вы входите, для поддержки родного языка?
- На данный момент происходит какая-то истерия. Какие-то силы пытаются искусственно расшатать лодку стабильности. А люди не осознают, что происходит это в период выборов президента, проведения Чемпионата мира по футболу. От этих вопросов нужно отходить и ни в коем случае не участвовать в этих спорах. Все это расшатывает стабильность. Если этот вопрос действительно достигнет той остроты, то и здесь нужно подходить к хикмату – мудрому решению, в котором всегда есть выбор. Если действительно встанет вопрос отхода от татарского языка в татарском обществе, нужно помнить пример, который был в Татарстане до 1917 года, когда многим татарским религиозным и общественным деятелям было запрещено отдавать своих детей в высшие учебные школы. Никто в этом проблему не видел. А в рамках того времени были созданы медресе, которые охватывали программу государственных вузов с элементами духовного с изучением тех языков, которые позволяли выпускникам реализовывать свои знания в Турции, Египте, странах Африки, Ближнего Востока и Европы. Меценаты, создавая медресе – общеобразовательную школу, - увидели, что это приносит пользу обществу.
Так и на современном этапе, я считаю, нужно взять тайм-аут, проявить терпение. Как говорится в Коране: «Поистине, Аллах с терпеливыми, и поистине, в терпении свет». Нужно прождать этот период обострения. Если человек не хочет изучать татарский язык, это его право. А тот, кто хочет изучать татарский язык, должен приложить некоторые усилия. Я думаю, найдутся те люди, которые будут, как и до революции, создавать частные школы с преподаванием татарского в рамках законов нашего государства, ведь это не противоречит Конституции. Это позволит людям без истерии изучать родной язык и в дальнейшем. Это мое видение развития татарского языка.
- Вы активно занимаетесь вопросами хаджа. Скажите, изменилось ли число уральских паломников за последние годы? С чем это связано?
- С 2000 года мы занимаемся отправкой в хадж. Не было каких-то централизованных организаций, которые бы занимались отправкой в паломничество. Все делалось через Духовное управление. Со временем стали появляться какие-то коммерческие организации. Теперь есть здравая конкуренция. Каждый может выбирать, хадж сегодня имеет на рынке много предложений. Тем не менее, своим единомышленникам и лицам татарского-башкирского происхождения, то есть тем, кто приближен к менталитету татарского народа, я всегда рекомендую быть ближе к Духовному управлению мусульман Республики Татарстан, лететь через Казань, ибо язык, культура, обычаи, менталитет играют не последнюю роль. Ведь хадж – это главное путешествие. Пророк Мухаммад (с.а.с.) совершил его один раз в жизни, не несколько раз. К хаджу человек должен быть подготовлен, и Духовное управление мусульман Республики Татарстан представляет все условия – как в одежде, в подготовке, так и в отправке. Являясь представителем оператора «ДУМ РТ Хадж», мы советуем ехать через Казань. Да, можно самолетом через Екатеринбург, который летит через Дубай, однако хадж-оператор Татарстана позволяет нашему населению за умеренную цену при хорошем качестве посетить Казань, начать свой путь, впитав наши исторические, духовные ценности.
- В этом году Екатеринбург примет Чемпионат мира по футболу. Какие команды, кроме сборной России, вам симпатичны?
- Мы как россияне очень счастливы, что Россия достигла такого уровня, чтобы у нас проводился Чемпионат мира по футболу. Сегодня все мировое сообщество пытается загнать Россию в какие-то рамки: мы видим пример с участниками Зимней Олимпиады, когда России предложили участвовать в ней без флага, без гимна, что для патриота обидно. При этом отрадно видеть, что Екатеринбург очень преобразовался. Не только арена, не только площадка, где будет проходить футбол, а преобразовался и весь город с пригородами. Мы надеемся, что в 2018 году иностранные туристы заметят эти преобразования. Конечно, мы будем болеть за сборную России. Все члены сборных, которые будут участвовать, в Екатеринбурге познакомятся с тем городом России, который находится на стыке Европы и Азии. Эту особенность Екатеринбурга хотелось бы продемонстрировать. Также приятно отметить, что первая игра в нашем городе будет проходить со сборной Египта – это страна, где я учился в свое время. Тем не менее, для меня все сборные интересны по-своему. Я не ставлю перед собой задачу выяснить, кто лучше или хуже. Посмотрим, кто какую игру покажет, какие навыки, какое спортивное отношение.
- Вас многие знают как многодетного отца и примерного семьянина. Если ваши дети захотят пойти по вашим стопам, поддержите ли вы их решение?
- Я благодарен Всевышнему, что мне помогают единомышленники-мусульмане. Хочется сказать «Альхамдулиллях» (Хвала Господу), что Аллах дал мне в этой жизни подарок, послав не только друзей-соратников, с которыми мы всегда вместе (в дни рождения, в различных мероприятиях и даже в трудные моменты), но и дал мне единомышленника в лице жены. По воле Всевышнего, у нас есть трое замечательных детей. Сегодня сложно об этом говорить, поскольку мир разношерстный, разношерстно и наше общество. Сталкиваешься со многими трудностями, порой спотыкаешься (все мы ошибающиеся, все мы грешные), и тем не менее стараясь отходить от всего запретного, понимаешь, что о праведности, примерности дети скажут только тогда, когда покинешь этот мир.
В период с 1990-х годов, когда развалился Советский Союз и в демократическом обществе начали открываться новые возможности, мы увидели, что духовное может возрождаться через стены мечетей и медресе. Поэтому получив какую-то базу, мы стали воплощать полученные знания в стенах религиозных организаций. Однако если наше будущее поколение, наши дети будут заниматься тем же самым только в рамках мечетей, это будет стагнация на пути развития. Мы должны взаимодействовать как с православными, так и с иудеями, мы должны строить общество вместе, мы должны говорить о проблемах духовного возрождения вместе. Будет более правильным, если дети, получив духовное воспитание дома, будут заниматься вопросами развития социума. Пусть это будет врач, пусть это будет учитель, инженер, металлург, пусть это будет тот, кто будет работать в обществе. Не важно, кто его окружает, он будет поднимать российское общество, нашу гражданскую позицию, приносить пользу – вот этим я буду доволен. Я приложу все усилия, чтобы мои дети, получив дома духовные основы, могли развиваться интеллектуально, получая высшее образование, и были достойными представителями своей профессии.
Я, получив не только религиозное образование, но и получив светское (государственно-муниципальное управление), а также обучаясь в аспирантуре Башкирского государственного педагогического университета по направлению «История педагогики», хотел бы и в дальнейшем видеть себя работающим в социуме.
- Спасибо за беседу. Желаем вам дальнейших успехов. Пусть Аллах поможет во всех начинаниях.
Пресс-служба ДУМ СО
Комментарии:
Пока нет комментариев