Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

Проблема Божественной милости

Проблема божественной милости

Предисловие        

         Риза Фахраддин (1859–1936) – видный российский богослов, публицист, общественный деятель и религиозный судья-кадий, с 1922 по 1936 гг. – муфтий мусульман России. Именно под патронажем Фахраддина в 1909–1910 гг. в журнале «Шура» публиковались лекции Мусы Бигиева о всеохватности божественной милости, вызвавшие большой резонанс в мусульманском мире.

          Работа Фахраддина «Рэхмэт илаhия месьэлэсе» («Проблема божественного милосердия») вышла в 1911 году в оренбургском издательстве «Вакыт». В своем труде Фахраддин защищает Бигиева от нападок критиков, которые, по его убеждению, плохо знают собственную духовную традицию. Российский мыслитель подчеркивает, что крупными исламскими богословами высказывалось мнение как о вечности ада, так и о конечности ада (апокатастасис), поэтому поднятая Бигиевым тема не является новой; скорее, вносят новшества те, кто считают этот вопрос окончательно решенным в пользу утверждения о вечности ада. Действительный плюрализм мнений Фахраддин иллюстрирует выдержками из книги «Хāди ал-арвāх илā билāд ал-афрāх» («Путь душ в обитель радости»), принадлежащей перу средневекового ханбалитского мыслителя Ибн Каййима ал-Джаузии (1292–1350), которого Фахраддин считает достигшим степени абсолютного муджтахида. В своем труде Ибн Каййим рассматривает разные взгляды на судьбу грешников после смерти, разбирает аргументы сторонников вечности ада и приводит контраргументы, склоняясь, таким образом, к мнению о конечности ада. Фахраддин не оспаривает и не высказывает эксплицитного согласия с точкой зрения Ибн Каййима и Бигиева, он лишь подчеркивает плюралистичность исламской традиции в данном вопросе. Кроме того, он обращает внимание на важность проблемы всеохватности божественной милости для современности и призывает российских мусульман обратиться к ней более основательно, приготовив тем самым пути для остальной части исламского мира.

          Предлагаем вашему вниманию перевод работы Р. Фахраддина на русский язык, выполненный И.Ф. Гимадеевым (Казанский федеральный университет, г. Казань).

Введение

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

رَبَّنَا آمَنَّا بِمَا أَنزَلَتْ وَاتَّبَعْنَا الرَّسُولَ فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ

          Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за Посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих (Коран 3:53).

          Наказание и милость Всевышнего Аллаха, особенно в загробной жизни, выше нашего понимания и шире наших сердец. Поэтому мы даже представить себе не могли, что можем написать хотя бы строчку, сказать хотя бы одно предложение по этому поводу. Однако люди, пребывая в этом мире, не всегда действуют только по своему желанию, и совершают многое, независимо от того, хотят они этого или нет. И если мы не заявляем, что «рабы Аллаха — бессильны», то и это мы делаем не по своей воле, а потому что есть что-то, заставляющее нас так делать.

          После того как уважаемый достойный Муса-эфенди опубликовал в журнале «Шура» статью про всеобщность божественной милости, некоторые читатели восприняли это с изумлением и обратились к нам с искренними просьбами разъяснить этот вопрос. Поэтому мы были вынуждены написать эту работу.

          Некоторые «продавцы религии», которые постоянно пользуются невежеством народа, а также несчастные, которые ходят за ними и без поводка, воспользовались статьей Мусы-эфенди и пришли в движение, стали науськивать простой народ, решили половить рыбку в мутной воде.

 

В разговоре с тобой приятен и сладостен

Но хитрит с тобой, как хитрит лиса

 

          У нас нет никаких дел с такими людьми, мы с ними никак не связаны, пусть они продолжают делать свои дела. Эти строки мы пишем для читателей «Шуры» и в качестве ответа тем, кто лично обращался к нам с вопросами.

          Наши убеждения в вопросах, связанных с Божеством, божественными атрибутами, именами Аллаха, загробным миром, заключаются в утверждении того, что утверждается в Коране, и отрицании того, что в нем отрицается. По поводу всего выходящего за эти рамки мы должны молчать, полагая: «Как укажет Аллах, то и есть истина, я в это уверовал». Таким образом, мы всецело полагаемся на Аллаха, отдаемся Его воле, и поэтому мы не следуем в вопросах за мутакаллимами, также мы не можем сказать, что полностью согласны с Мусой-эфенди. Вместе с тем, мы не отрицаем слова Мусы-эфенди, поскольку он выражает мнение, которого придерживались многие ученые. И мирская жизнь, и загробная, да и весь мир ничтожно малы, будто их совсем нет, по сравнению с милостью Аллаха, которая предшествует Его гневу, превосходя и побеждая этот гнев.

Для тех, кто считает себя счастливым и благополучным, проблема решается просто, однако каждый, кто не совсем уверен в том, что он сможет избежать участи несчастных, будет прислушиваться к словам Мусы-эфенди.

          Для тех, кто изучает сочинения саляфов [ученых ранней эпохи], книги, которые были написаны в исламском мире, нет ничего необычного в заявлениях Мусы-эфенди. Наоборот, странно ведут себя те, кто поднимает вокруг этого шум, не разобравшись в сути вопроса. Ведь это один из очень старых вопросов, которым задавались и задаются исламские ученые. И поэтому те, кто решится вступить в этот спор, должны соблюдать осторожность, не терять беспристрастность, дабы их слова не задели сподвижников Пророка. Не нужно излишне горячиться, как будто это раздел земли или вопрос выделения участков под сенокос. Не нужно проявлять невоспитанность и дурные манеры, уподобляя божественное милосердие вопросу пачки чая, которую даровали в медресе в виде милостыни. Эти мои слова относятся к тем, кто слышит.

          Проблема, которую поднял Муса-эфенди, не нова. И для того, чтобы доказать это, я решил перевести одну из глав книги благородного ученого, хранителя ислама Ибн Каййима ал-Джаузии «Хāди ал-арвāх илā билāд ал-афрāх» («Путь душ в обитель радости»). Те, кто читал эту книгу, знают, что проблема божественной милости восходит еще к временам сахабов.

          Ибн Каййим был ханбалитом, и всю свою жизнь посвятил изучению Корана и хадисов. Многие говорили, что он достиг степени абсолютного муджтахида. Умер в месяц раджаб 751/1350 года, похоронен в Дамаске.

          После того как Ибн Каййим приводит различные мнения про вечность ада, он посвящает отдельную главу различиям ада и рая, и в этой главе ясно говорит, как и Муса-эфенди, о всеобщности божественной милости, о надежде людей на спасение, после того как они испытают мучения и получат наказания, о которых говорится в Коране. Вот слова Ибн Каййима*:

I. Вечность ада

          Ад вечен или нет? Среди саляфов и халяфов [ученые ранних эпох и ученые позднего времени] существовали различные мнения (одно из течений — иудейское, поэтому тут не приводится):

          1) Ад вечен. Люди, попавшие сюда, останутся тут навечно (будь они мусульмане или нет). Отсюда нет выхода и спасения. Это мнение хариджитов и мутазилитов.

          2) Люди, попавшие в ад, будут испытывать мучения, однако это мучение через какое-то время превратится для них в обычное дело и в конце концов они начнут получать от этого удовольствие. Так говорил Ибн Араби (Ибн ал-Алуси: «Это мнение не одного Ибн Араби, так говорила и одна группа захиритов»).

          Эти две первые группы отстоят далеко друг от друга. Первые отрицают спасение кого бы то ни было из ада, вторые (при том, что ад будет продолжать существовать) считают, что спасутся все [т.е. их мучения закончатся].

          3) Все обитатели ада выйдут из него; ад останется, как был.

          4) Ад и рай сотворены, а поскольку все сотворенное не может быть вечным, то и рай, и ад преходящи. Это мнение Джахма б. Савфана и его последователей. (Джахм б. Сафван был джабритом, распространял свое учение в Термезе, в последние годы правления Оммейядов был казнен в Мерве. Это все, что нам о нем известно). Они не видели разницы между адом и раем в этом вопросе.

          5) Жизнь обитателей ада будет оборвана, они будут подобны минералам [неорганическому веществу], оставшись без движения. Они не будут страдать от боли. (В отличие от Ибн Каййима, Ибн Хазм описывает мнение этой группы следующим образом: «и останутся в положении минералов без движения, [но] они в этом положении живые — наслаждаются и страдают»). Это мнение приписывают имаму му‘тазилитов Абу Хузайлу ‘Аллафу. (Абу ал-Хузайл Мухаммад б. Ал-Хузайл ал-‘Абди, умер в Самарре в 226 г. Известен как сильный полемист). ‘Аллаф говорил подобное и про обитателей ада, и про обитателей рая. Ни одно из этих течений не принимается, не одобряется.

          6) Ад будет существовать какое-то положенное ему [известное только Аллаху] время, после чего Аллах прекратит его существование. Подобные слова передаются от таких благородных сахабов, как Ибн Мас‘уд, Абу Хурайра, Абу Са‘ид ал-Худри и других. Один из великих имамов мухаддисов ‘Абд б. Хамид (мухаддис, составитель сборника хадисов, автор тафсира, умер в 249 г.) передает подобные слова от халифа ‘Умара. Аяты Корана لاَ يَمَسُّهُمْ فِيهَا نَصَبٌ وَمَا هُم مِّنْهَا بِمُخْرَجِينَ «пребывающие в нем вечно», «они никогда не будут оттуда выведены» (15:48) вероятно обусловлены продолжительностью существования ада и огня (мы делаем такое допущение, чтобы свести противоречащие друг другу доводы), однако мнение этой группы не противоречит аятам. Угроза/предостережение в аяте

 

قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ خَالِدِينَ فِيهَا إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَليمٌ

 

«Он скажет: "Огонь будет вашей обителью, в которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе!". Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий» (6:128)

          не относится к мусульманам, и исключение тоже их не касается.

          7) Ад вечен, и люди, помещенные в него навечно, останутся в нем вечно (вероятно, по причине известности, Ибн Каййим не упоминает это мнение отдельно). Мутакаллимы и многие другие придерживались этой точки зрения. Их доводы будут приведены в следующей главе.

II. Вечность ада и [пребывания в нем его] обитателей

          Ад вечен и пребывание в нем его обитателей тоже вечно, они не выйдут из него и их мучения не прекратятся, чему есть следующие доказательства:

          1) По вопросу вечности ада и его обитателей есть иджмаʽ сахабов и табиинов, слова, противоречащие этому, возникли позже, являются нововведением и не принимаются. (Одним из тех, кто придерживался этой точки зрения, был, видимо, Ибн Хазм: «Сошлись во мнении все группы уммы на том, что нет конца раю и его наслаждениям, и нет конца аду и его мучениям, кроме Джахма б. Сафвана, Абу Хузайла ал-‘Аллафа и группы из рафидитов»)

          2) Из текста Корана категорически следует понимание, что ад и его обитатели будут вечны, и это никогда не закончится. Аяты 5:41, 43:74, 78:30, 33:64-65, 5:72, 7:38, 35:36, 25:66 и другие.

          3) Известные хадисы сообщают нам, что те, в сердце которых будет хоть  с пылинку веры, спасутся из ада, а неверующие будут лишены этой возможности. И если кто-то помимо уверовавших будет избавлен от мучений, то в таком случае не останется никакого превосходства и смысла в специальном заступничестве, обещанном уверовавшим.

          4) Известны слова Пророка о том, что рай и его обитатели, а также ад и его обитатели не будут бренными.

          5) Согласно убеждениям ученых ранних эпох и ахл ас-сунна, рай и ад в настоящее время созданы, вечны и никак не бренны. Другие мнения по этому поводу отвергаются, считаясь нововведениями.

          6) Представляется логичным, и наш разум принимает это как должное, что не уверовавшие люди не будут избавлены от мучений, и будут вечно им подвергаться.

          Итак, это были самые веские доводы седьмой группы, мнение которой считается распространенным. Однако те, кто считает ад бренным, не удовлетворяются этими доводами и последовательно опровергают их своими доказательствами, которые мы перечислим в следующей главе.

III. Опровержения

          1) Те, кто заявляет об иджма сахабов и табиинов о вечности ада и пребывания в нем его обитателей, должны доказать это. Потому что бездоказательные заявления не принимаются в расчет. Мы даже готовы на то, чтобы они вместо доказательства существования иджма привели слова хотя бы одного сподвижника, который говорил о «вечном аде и вечном в нем пребывании». Мы полностью уверены в том, что они неспособны даже на это. Наоборот, многие сподвижники говорили о том, что ад исчезнет по воле Аллаха, и табиины передавали от них подобные слова. Не существует иджма по поводу вечности ада. Напротив, вероятно можно было бы заявить,  что есть согласованное мнение сахабов и табиинов о бренности ада. Ибо некоторые сподвижники явно и открыто такое говорили, а остальные молчали, не опровергая. Известно, что это можно считать одним из видов согласованного мнения.

          2) Из упомянутых аятов становится понятно, что обитатели ада останутся в нем навсегда, не выйдут из него, и их мучения постоянны. В этом вопросе нет никаких противоречий между известными учеными ислама. Пока будет длиться существование ада, все будет именно так. Разногласия проявляются в другом — является ли сам ад вечным или нет. Про человека можно сказать, что его «выпустили из тюрьмы», если он покинул помещение тюрьмы, в котором он находился. Однако если тюрьма будет разрушена или это помещение потеряет присущие тюрьме признаки, то про переставшего быть заключенным человека нельзя будет сказать, что «его выпустили из тюрьмы».

          3) В известных хадисах говорится, что люди, имеющие в сердце веру хоть с пылинку, выйдут из ада, остальные останутся там навсегда. В этом нет никаких разногласий. Пока будет длиться ад, многобожники будут находиться там. Однако из этого не следует вечность самого ада. В избавлении от мучений на один день, на один час раньше есть большая польза и в этом есть превосходство заступничества.

          4) В исламе известно: пока длится ад, длятся мучения его обитателей.  Однако из этого необязательно следует бесконечность и вечность самого ада. Есть ли хоть одно доказательство вечности ада? Если есть, его необходимо привести!

          5) Нет сомнений в том, что слова о бренности рая и ада (говоря о них именно так, вместе) являются нововведением и еретическими утверждениями. Потому что подобные слова не исходят от сахабов и табиинов. Однако тут спор не о рае и аде, а только об аде. И слова о бренности ада не являются словами сторонников недозволенных новшеств; напротив, это слова сподвижников. Те, кто вносит недозволенные новшества, рассматривают рай и ад вместе, а сподвижники разделяют их. Тот, кто приписывает идею о бренности ада еретикам, просто не осведомлен о мнении саляфов и халяфов.

          Ересью, недозволенным новшеством называют слова, противоречащие Корану и Сунне, словам сахабов и табиинов, а иные слова неправильно относить к категории еретических. Вместе с этим, истинное слово, кем бы оно ни было высказано, должно приниматься. Убеждения саляфов, соответствующие Корану и Сунне: «Рай и ад сотворены, обитатели ада не выйдут из него, и не будут облегчены их страдания, они вечно пребывающие». Те, кто примешивает к этому какие-то слова о «небренности» ада, просто не осведомлены о мнении саляфов.

          6) Не стоит примешивать рациональные рассуждения к вопросу о вечности или бренности ада. Эта проблема не постигается умозрительным путем, она относится к темам, узаконенным практикой.

IV. Личное мнение Ибн Каййима

          1) Между раем и адом есть явная разница в вопросе длительности и вечности. Аллах однозначно сообщает в Коране о длительности и вечности рая, о том, что он никогда не исчезнет: «нет ему истощения», «нет ему прекращения». Однако все слова об аде касаются вечности пребывания в нем, невозможности выхода из него, постоянности мучений. И многие люди понимают разницу между этими описаниями.

          2) О том, что ад не бесконечен, свидетельствуют следующие аяты:

 

قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ خَالِدِينَ فِيهَا إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَليمٌ

 

«Он скажет: "Огонь будет вашей обителью, в которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе!". Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий» (6:128),

 

فَأَمَّا الَّذِينَ شَقُواْ فَفِي النَّارِ لَهُمْ فِيهَا زَفِيرٌ وَشَهِيقٌ

خَالِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ إِلاَّ مَا شَاء رَبُّكَ إِنَّ رَبَّكَ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ

وَأَمَّا الَّذِينَ سُعِدُواْ فَفِي الْجَنَّةِ خَالِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ إِلاَّ مَا شَاء رَبُّكَ عَطَاء غَيْرَ مَجْذُوذٍ

 

«Несчастные пребудут в Огне, где они будут хрипеть и реветь. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает. Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар» (11:106-108).

          В этих аятах вечность рая и ада обусловлены пожеланиями Аллаха, однако про рай однозначно говорится, что «это будет неиссякаемый дар». Про ад таких слов нет.

 

إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتْ مِرْصَادًا

 لِلْطَّاغِينَ مَآبًا 

 لَابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا 

 لَّا يَذُوقُونَ فِيهَا بَرْدًا وَلَا شَرَابًا

 

«Воистину, Геенна является засадой и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного. Они пробудут там долгие годы» (78:21-24).

          3) Рай — результат милости и довольства Аллаха, ад — результат Его гнева и недовольства. Известно, что милость преобладает и предшествует. Если бы эти две неизбежности (рай и ад) были равны, то милость не была бы преобладающей, а была бы равна гневу.

          4) Если людям в аду предназначено беспрерывно и бесконечно испытывать мучения, то какой смысл в том, что Аллах сотворил этих людей, вечно мучающихся? (неужели обитатели рая хотя бы немного не будут огорчены и опечалены судьбой своих родственников, матерей и отцов, детей и близких, которые обречены бесконечно гореть в адском пламени?)

          5) Бухари и Муслим передают хадис следующего содержания от Абу Са‘ида ал-Худри: «Аллах когда-нибудь выведет из ада даже тех, кто не сделал ничего благого хоть размером с пылинку». Также есть хадис о том, что из ада будут спасены те, кто хотя бы раз в жизни помянул Аллаха. Возможно ли существование человека, который ни разу в жизни не делал такого?

          6) Те, кто несмотря на аят:

مَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا

«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (4:93),

считают, что тут нет противоречий, и остается вероятность избавления такого человека от ада, почему-то отказывают другим обитателям ада в возможности спасения.

          7) [Еще один аят:]

 

 إِلَّا بَلَاغًا مِّنَ اللَّهِ وَرِسَالَاتِهِ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَإِنَّ لَهُ نَارَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا

 

«Мне остается лишь доносить истину от Аллаха и Его послания. Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно» (72:23).

          Кто-то полагает возможным спасение таких людей благодаря их раскаянию. Однако почему же невозможно спасение из ада благодаря Аллаху, благодаря Его милости? Имам Бухари передает хадис следующего содержания: «Если бы неверующие знали о милости Аллаха, они никак не были бы отчаявшимися».

          8) Предположим, Аллах в Коране сообщает нам, что мучения вечны, никогда не прекратятся, ад никогда не исчезнет. Эти слова относились бы к угрозам, предупреждениям [ва‘ӣд]. Тогда как противоречие угрозам, их неисполнение считается благородством; забывающий о своих угрозах [прощающий] достоин похвалы. И если это качество является похвальным для человека, то почему нельзя то же самое сказать об Аллахе?  Абу Йа‘ла ал-Мавсили передает хадис следующего содержания: «Аллах волен исполнять или не исполнять свои обещания [ва‘д]». И если обещания являются правом людей, дарованным Аллахом, то угроза исключительное право Аллаха. И что может помешать Аллаху пользоваться своим правом? Все угрозы Аллаха, которые есть в Коране, идут в связке со словами «воистину, твой Господь вершит то, что пожелает», и это передается от благородных сподвижников. ‘Али б. Абу Талха в своем тафсире приводит слова Ибн ‘Аббаса: «Ни у кого нет права судить и говорить о рае и аде применительно к рабам Аллаха». ‘Али (да будет доволен им Аллах) после описания рая, ада и их обитателей сказал: «Потом Аллах сделает то, что захочет». Если меня спросят: «Каково твое собственное мнение на этот счет?», я отвечу сообразно словам ‘Али: «Аллах делает то, что пожелает».

          На этом месте мы заканчиваем цитирование «Хāди ал-арвāх…». Те, кто понимает по-арабски, должны сами посмотреть оригинал. У меня нет сомнений в том, что они извлекут из этого пользу.

Заключение 

          Являются ли приведенные слова Ибн Каййима истиной, не допускающей критики? Были ли написаны опровержения?

Мы не можем ответить положительно на первый вопрос, ведь непогрешим только Пророк. У каждого ученого, у каждого муджтахида могут быть ошибки. Мы не можем утверждать, что в книгах, изучаемых как источники вероубеждения в наших медресе, заключена абсолютная истина. Конечно, и про книгу Ибн Каййима мы не можем сказать подобного.

          Что касается опровержений. В мире нет учения [ма┼хаб], которое бы не опровергалось, нет ученого, который не подвергался бы хуле и поношениям. Естественно, слова Ибн Каййима тоже опровергали. Есть сотни томов книг, ругающих Абу Ханифу, опровергающих его учение. Опровержение слов Ибн Каййима тоже существует, однако оно написано не его современником, равным ему по уровню знаний, а Ибн Хаджаром ал-Макки, уровень которого существенно ниже Ибн Каййима. Опровержения Ибн Хаджара ал-Макки тоже в свою очередь опровергались. Приводя слова Ибн Каййимма, мы не ставили целью объявить некую истину, не терпящую возражений, мы просто хотели показать, что мысли, высказанные Мусой-эфенди, не какое-то новое явление. Отличается ли эта проблема от преподаваемых веками шакирдам вопросов подобных такому: «Возлагает ли Аллах на человека сверх его возможностей?». Если есть разница, то в чем именно она заключена? Некоторые ученые передают от имама Тахави слова следующего содержания: «Среди мусульман есть два мнения относительно ада. Первое: Аллах, после того как он освободит всех обитателей ада, разрушит его. Второе: они будут бесконечно мучиться. Все остальные мнения, кроме этих двух, неразумны».

Всеобщность божественной милости не ведет к падению норм шариата, забвению постановлений Корана, и даже к изменению хотя бы одной буквы религиозных законов.

          Если бы статья Мусы-эфенди касалась исключительно религии и вероубеждения, мы не предоставили бы ей места в «Шуре». Таким образом, мы не стали бы причиной шума, который подняли несчастные жалкие люди, не знакомые с наследием ислама. Однако эта проблема, которая касалась только вопросов вероубеждения, сегодня или завтра станет общественной, и возможно станет актуальной для всего исламского мира. Российские мусульмане должны понять это раньше всех и приготовить все пути, чтобы не увязнуть в болоте. Лет пятнадцать тому назад некоторые хазраты заявляли: «Изучение русского языка [обучение на русском языке] противоречит шариату!». Позже те же хазраты отдали своих детей в гимназии и реальные училища. Как бы ни пришлось людям, лающим сегодня на тех, кто поднимает эту проблему, через 10-20 лет самим надеть этот хомут и тянуть ношу подобных призывов и заявлений. Таким образом, ошибается ли тот, кто поднимает эту проблему сегодня? Ведь эта проблема еще толком не возникла, и всем понятно, что ошибаются те, кто, не разобравшись, стал пугать народ, клеветать и разносить сплетни. Испугать народ, а потом искать у него убежища и утешения — это никогда ни к чему хорошему не приводит. Ученые прошлого испытывали обиды, вред и ущерб со стороны простого народа, и это происходило, потому что они говорили нечто новое, неведомое простолюдинам до этого.

          Тот, кто дружен с историческими книгами, ясно представляет себе эту проблему. Они [простой народ] даже пророкам противостояли со словами:

وَمَا سَمِعْنَا بِهَذَا فِي آبَائِنَا الْأَوَّلِينَ

«Мы не слышали о подобном от наших праотцев» (23:24; 28:36).

          И Абу Ханифу в свое время обвиняли в том, что он порождает некие волнения среди народа. Даже очень близкий к нему имам Малик, опасаясь нападения толпы, говорил: «Абу Ханифа, лучше выйти на мусульман с мечом, чем говорить такие слова». Однако сын Адама сто раз пожертвует собой, претерпит тысячи различных жизненных страданий и мучений, но не принесет ни одну свою мысль в жертву толпе.

Нет нужды говорить, что вся ответственность за слова из «Хади ал-арвāх» лежит на Ибн Каййиме.

          Пока это был весь мой ответ вам и все слова, которые я хотел предложить вашему вниманию. Принимаете вы их или нет — ваш выбор.

سَلَامٌ عَلَيْكُمْ لَا نَبْتَغِي الْجَاهِلِينَ

«Мир вам. Мы не желаем быть с невеждами, следовать их путем» (28:55)

Источник: Р. Фахраддин. Проблема божественной милости // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 1. М., 2016.

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: