Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

Размышление как поклонение и духовная деятельность

Размышления (тафаккур) о сотворении небес и земли и всего того, что населяет их, является практикой, на которую не могут повлиять перемены времени, места или обстоятельств. Это свободная и неограниченная ничем форма поклонения. Это также познавательный и эмоциональный процесс, который оживляет сердце и освещает путь познания по мере того, как возвышающееся сознание переходит от размышления над знамениями Бога во вселенной, к размышлению о самом Творце. Таков основной смысл размышления.

Для того, чтобы вывести размышляющее сознание из-под воздействия факторов времени и пространства, Коран побуждает поразмышлять о начальном периоде сотворения: «Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз. Затем Аллах создаст конечное творение (воскресит мертвых). Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (29:20).

Кроме того, что Коран побуждает поразмышлять о настоящем, он также призывает размышлять о судьбах погибших народов: «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой…» (30:9).

Наряду с тем, что Коран призывает верующих размышлять об этом мире, он также призывает размышлять и о мире потустороннем:«Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите над этим миром и Последней жизнью» (2:219-220). Это потому, что размышление, ограниченное рамками материального мира, дает неполную картину Вселенной и неверное представление о феномене человеческого существования. Таким образом, верующему предписывается размышлять над творениями Бога от самого начального их этапа до Судного Дня.

Относительно свободы размышлений, Коран призывает к размышлению над естественными творениями Аллаха, в сотворении которых не принимала участия человеческая деятельность (имеется в виду сотворение небес, гор и морей). Коран также привлекает внимание верующих к щедротам, которыми были наделены люди, например к изобретениям, посредством которых Бог дал возможность людям надлежащим образом служить интересам человечества:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164).

Несмотря на то, что все эти изобретения (например, корабли) являются результатом человеческой деятельности, тем не менее, именно Творец даровал людям способности и знания, которые позволили им изобрести различные вещи: «…Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает…» (2:255); «Мы научили его (Дауда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда. Но разве вы благодарны?» (21:80).

Более того, ни одно открытие или изобретение не может быть сделано вопреки объективным закономерностям, установленным Аллахом. Фактически, людские достижения лишь раскрывают значимость этих закономерностей.

Бог в Коране приписывает Себе право собственности над огромными кораблями, плывущими по морям, подобно движущимся горам:«Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам» (55:24). Ему принадлежат не только корабли, но также самолеты, ракеты, спутники и все остальное, что сделали люди. Ведь все это они изобрели по воле и милости Бога: «Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам» (17:66).

Очень печально, что сегодня некоторые верующие не размышляют о современных изобретениях только потому, что они являются результатом деятельности цивилизаций, которые не исповедуют ислам, или не верят в Единого Бога. В то же время, они являются свидетелями того, как мусульманский мир стал пассивным потребителем современных достижений и услуг, испытал на себе насилие и мощь современных военных технологий агрессивных немусульманских стран.

В такой неопределенной ситуации, некоторые верующие переживают разные чувства. С одной стороны, они видят силу, милость и бесчисленные блага Бога, проявляющиеся в Его природных творениях, таких как реки, горы. С другой стороны, они видят изобретения современной науки и техники, некоторые из которых вызывают у них несколько негативную реакцию. Последователи Западного и Восточного образа мысли противопоставляли эту двойственность до такой степени, что почти привели к расколу между наукой и религией, между продуктами человеческой мысли и естественным творением Бога.

Тем не менее, когда сердца людей становятся ближе к Богу, они видят Вселенную в свете Его знамений. И тогда они начинают осознавать, что земной шар, и все населяющие его живые существа представляют собой лишь крошечные атомы в созданном Богом бесконечном мире.

Более того, Аллах говорит в Коране, что именно Он создал людей и все то, что они создали благодаря своему разуму и практической деятельности: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96). Фактически, одной из причин униженного положения мусульманского мира сегодня является несоблюдение Божьих законов на земле.

В этой связи следует помнить, что когда Бог привлек внимание мекканцев и мединцев, и живших неподалеку от них соседних племен, к плавающим по просторам океанов кораблям, подобных движущимся горам, в те времена эти корабли также принадлежали людям, которые еще не приняли ислам. Тем не менее, это не помешало верующим размышлять о знамениях Аллаха, пользу от которых Он дал неверующим.

Размышление о Вселенной может превратиться в неисчерпаемую духовную деятельность. В нашем мире также есть невидимые существа и феномены, которые способны вызвать интерес у мусульман и сформировать важнейшие аспекты их веры.

Большой проблемой для мусульманского мира сегодня является его зависимость от Запада во всех областях науки и техники. Однако в прошлом, исламская цивилизация была очень развитой. Мусульманские учебные заведения являлись центром мировых наук, куда стекались студенты из различных концов мира. Научная литература, написанная мусульманскими учеными на арабском языке, имела большое значение для развития мировой научной мысли, Этот факт признан историками, такими как Роберт Бриффолт, Джордж Сартон, Густав Ле Бон и Вил Дюрант.

Теоретические науки нейтральны и не могут быть подвержены влиянию или воздействию национальных, культурных или религиозных предпочтений людей. Исключение могут составлять разве что философские интерпретации их положений. В отличие от них, общественные науки подвержены влиянию людских предпочтений, ценностей и этно-религиозных особенностей.

Несмотря на то, что эти науки могут рассматриваться с позиций разных культур, тем не менее, усилиями западных интеллектуалов, они стали рассматриваться с позиций западного мышления. По их мнению, современная научная мысль была развита в Европе и Америке и поэтому должны соответствовать западным мировоззренческим стандартам. Такое положение дел неприемлемо для исламской культуры, ее духовным, нравственным и человеческим ценностям, которые при такой постановке вопроса становятся привязанными к западному образу мышления.

Поэтому мусульманские исследователи должны быть объективными, и занять независимую позицию в изучении этих дисциплин. Они должны брать за основу метод изучения и критического анализа вместо пассивного соглашательства с навязанным им западным подходом к проблемам.

 

Малик Бадри, Международный исламский университет (Малайзия),

профессор психологии, практикующий врач и автор ряда научных трудов

Из книги «Contemplation. An Islamic Psyhospiritual Study»

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: