Тауфик Ибрагим: "Печать Пророков", или интеллектуализация чуда
С приходом пророка Мухаммада начался качественно новый этап в истории религии. Человечество, уже достигшее духовного совершеннолетия, больше не нуждается в традиционных формах небесного просвещения, связанных с пророческими миссиями, а должно ориентироваться на водительство разума. Именно в этом смысле, как отмечают богословыреформаторы (в том числе — Муса Бигиев и Риза Фахретдин), подобает понимать кораническое провозглашение пророка Мухаммада «печатью пророков» (хатам аннабиййин, 33:40). В проповедуемой Пророком религии не остается места для сверхъестественных знамений, которые прежде служили главным доказательством Божьего посланничества.
Настойчивые требования сверхъестественных знамений
Повествуя о доисламских пророках, Коран указывает, что в подтверждение истинности их миссий Всевышний обычно наделял Своих избранников даром творить чудеса. Например, Моисей своим посохом взял верх над египетскими волхвами (20:56–70; 26:30–51), Иисус излечивал безнадежно больных и даже воскрешал мертвых (3:49; 5:110), а из недр скалы (по толкователям) Салих явил самудитам необыкновенную верблюдицу (11:64; 17:59). Писание упоминает и о другого рода чудесах, сопровождавших служение пророков, в частности о спасении Ноя от Потопа (7:64; 11:37–49), Авраама — от костра (21:68–70), Моисея — от Фараона (26:60–62), Иисуса — от распятия (3:52–57; 4:157–158). Вместе с тем, по свидетельству Писания, ничего из разряда традиционных, материальных знамений пророк Мухаммад не творил, и ему не подобало сего творить, хотя таковых упорно требовали мекканские и другие аравийские язычники: «Пусть явит нам знамения, кои представили прежние посланники» (21:5; см. также 20:133; 29:50), иначе «мы не уверуем» (6:124). Порой назывались и вполне конкретные чудеса: «Никогда мы тебя не признаем, покуда не сделаешь, чтоб из земли забил для нас ключ; или же не станет у тебя сада, сплошь в пальмах и лозах…» (17:90–93); «Явился бы с таким откровением, силой коего можно было бы отодвинуть горы, разверзнуть землю иль глаголить с мертвыми» (13:31); «Почему не был ниспослан к нему ангел, который увещевал бы вместе с ним.., почему ему не было даровано сокровище…» (25:7–8). Как можно понять из коранических свидетельств, даже самому Пророку случалось переживать тягостные моменты изза того, что ему не дается возможность удовлетворить подобные требования язычников, под этим предлогом отворачивающихся от его призыва. И Бог сделал Своему Посланнику такое внушение: «Если сможешь найти расселину, дабы проникнуть в глубь земли, иль приставить лестницу, дабы подняться на небо, и оттуда принести им знамение, — сделай так!» (6:34–35). В иной раз Всевышний убедительно предостерегал Пророка от сомнений в истинности его миссии и данных ему откровений, коли таковые не подтверждаются традиционными, экстраординарными знамениями (11:12; 10:94–95). Впрочем, как передает атТабари в комментариях к айату 6:109, также некоторые последователи обратились к Пророку, дабы он просил Бога явить чтонибудь из тех чувственных, физических знамений, которых домогались язычники.
Отказ в сверхъестественных знамениях — Божья милость
На требования сверхъестественных знамений Пророк, по наставлению Господа, отвечал, что они — во власти Бога, Кому одному и решать (6:109; 13:31, 38), а сам он — всего лишь посланник/увещеватель, человек смертный, который от остальных людей отличается только дарованием ему откровения (вахи) свыше (17:93; 18:110; 29:50). Одновременно в Коране излагается множество доводов, разъясняющих мотивы Божьего отказа представить материальные чудеса. Прежде всего, такой отказ обусловлен тем фактом, что аравийские язычники отнесли бы их к магии, колдовству (6:7; 37:14–15; 54:2). Ведь чистым колдовством объявляли знамения, явленные Иисусом, неверные из его народа (5:110). В схожих выражениях Фараон, люди его окружения и некоторые соотечественники Моисея отзывались о его чудесах (10:75–76; 28:36; 40:24). Колдовство же играло в верованиях язычников роль, аналогичную роли чуда в прежних монотеистических религиях. А интерпретация чуда в качестве колдовства чревата усугублением язычества, тогда как кораническое послание призвано преодолеть его. Бог решил не являть язычникам сверхъестественные знамения еще и потому, что ими двигал исключительно дух противоречия, а не стремление выяснить истину. «Если бы Мы даже ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы представили бы им всякие прочие [свидетельства] — и тогда они не уверовали бы» (6:111). Из прошлой истории также явствует, что пророков отвергали, хотя те и предъявляли сверхъестественные чудеса — вспомним хотя бы о Моисее (2:19; 7:131; 29:39). А в айате 6 из суры 21 Бог вопрошает: «Ни один из народов, погубленных Нами прежде, не уверовал в знамения наши, неужто эти (мекканские язычники) уверуют?!» Так в последнем айате называется и одна из важнейших причин воздержания от сверхъестественных знамений, а именно Божья милость: коли по даровании их язычники не уверуют, на них непременно обрушится небесная кара. А в другой раз, напоминая о злосчастной судьбе народа пророка Салиха, Господь возвещает: «Воистину удержало Нас от ниспослания знамений только то, что прежние народы отвергли их; ведь самудитам Мы даровали знамение явное — Верблюдицу…; не иначе как в предупреждение представляем Мы знамения!» (17:59).
Только интеллектуальные знамения
Другой, еще более фундаментальный мотив отказа от чудес, связан с провозглашённым в Коране либеральным принципом: «Нет принуждения в религии!» (2:256). Подлинная вера основывается на свободном выборе, а сверхъестественное чудо не оставляет разуму возможности для такого выбора. В этом смысле звучат Божьи слова в утешение Пророку, огорченному отвращением язычников: «Если бы Мы захотели, с неба Мы низвели бы им такое знамение, пред которым покорно склоняются их шеи» (26:3–4). Данная идея подчеркивается и во второй части близкого по контексту айата 6:35, первая часть которого была приведена выше — «… Пожелал бы Бог, Он бы [посредством некоторого чуда насильно] собрал бы их всех под [твоим] водительством». Развивая означенную установку, Всевышний в последующем айате отмечает: «[На призыв твой] откликнутся именно те, кто [разумом] внимает» (6:36). Этим и выражается свойственная Корану коренная переориентация от сверхъестественных чудес на знамения естественные, интеллектуальные. Словно рефреном в коранических откровениях, особенно в мекканский период, звучит призыв к размышлению над Божьими знамениями в окружающей нас природе и царящей в мире гармонией. В этом отношении весьма показательна сура 55 («арРахман»). Коран обращается к человечеству, уже вышедшему из состояния младенчества. В детском, простонародном представлении чудом служит то, что нарушает естественный порядок вещей, тогда как именно такой порядок и есть подлинное чудо для зрелого разума. Интеллектуалистская интенция выражается и в том, что кораническое вероучение не включает в себе какихлибо положений, которые нельзя было бы обосновать человеческим разумом. Существенно рационализируется и традиционная картина мира — в частности, естественный ход событий фактически отгораживается от вмешательства сверхъестественных сил/духов, притом не только джиннов и демонов, но даже ангелов. А для тех, кто еще не способен уразуметь рациональные естественные знамения, в качестве свидетельства небесного посланничества Пророка предлагается одноединственное необычайное знамение — само Писание, Коран. «Если бы собрались вместе все люди и джинны, чтобы создать чтолибо подобное сему Корану, не было бы это им под силу, даже если бы старательно помогали друг другу» (17:88; см. также 2:23; 10:38; 11:13).
Многие же из преданий о сотворенных Пророком чудесах сложились позже, после распространения ислама за пределы Аравии и обращения в новую веру народов, которым было трудно постичь художественноэстетическое превосходство Корана. И только в век торжества разума и науки стало возможным по достоинству оценить интеллектуальный поворот в истории религии, ознаменованный кораническим посланием.
Газета "Медина аль-Ислам"